Здравствуйте! Представьте себе, что Вы стоите перед закрытой на замок дверью. Рядом лежит огромная связка ключей, среди этих ключей только один - нужный Вам ключик, ключик от этого замка. Вам непременно нужно открыть эту дверь и Вы начинаете методом подбора искать ключ. Быстро это может и не получиться, Вам может понадобится некоторое время.
Так и сердце ребёнка – оно заперто до тех пор, пока Вы не отыщите нужный ключик к душе маленького человека.
Быстро это может и не получиться, Вам понадобится время.
Что же делать? Как договориться с ребёнком?
Договариваться с ребёнком не нужно, ребёнка нужно просто любить.
Любить не за то, что он послушный, добрый…. , а любить … прото так.
Нет, нет, не подумайте, что я ставлю под сомнение Ваше чувство любви к детям. (Иначе Вы бы не выбрали профессию воспитателя.)
Но, не прячьте свою любовь под суровую маску строго и требовательного педагога («все должны быть послушными, дисциплинированными, ходить строем ….., а если я этого не добьюсь, мои коллеги скажут, что я плохой специалист …..»).
Если Вы захотите, мы поговорим и о том, каким должен быть специалист.
Ну, а сейчас вернёмся к детям.
Ребёнок вовсе не виноват в том, что он один в семье, что взрослые его считают букой, что сверстники, подражая взрослым, тоже считают (или будут считать) его букой……
То, как ведет себя ребёнок – прямое отзеркаливание поведения взрослых, окружающих его. А он? Он только защищается как может.
Итак
1. Вам следует забыть о том, что этот ребёнок бука. Назовём его Мишей.
2. Как Вы встретите Мишу после выходного дня? С опаской, с огорчением? А может, лучше, чтобы он вообще не ходил в Ваш садик, в Вашу группу?
Ах, да нет же! Он уже не бука! Он такой как все! И Вы уже ждете его прихода. Об этом неприменно говорите детям:
Вы ждали их, подготовили для них сюрприз, сказку, игру….
Вы скучали без них, и вот – они (и Миша тоже, ведь он такой же как все) ЗДЕСЬ (наконец-то пришли).
Расскажите детям, сначала каждому ребёнку в отдельности, а потом всем вместе, как Вы рады их видеть и как ВСЕМ вам сегодня будет интересно и радостно! Почаще улыбайтесь детям.
Миша шумит на занятиях. Ну и что?
Вы спокойно продолжаете урок, подходите к ребёнку и:
как бы не прерываясь от уже начатого рассказа-объяснения,
ХВАЛИТЕ !!!! ...
ребёнка за то, что он подготовил карандаш или др..
(Это будет выглядеть приблизительно так :
«Дети, сегодня мы будем рисовать белочку, – рассказывает воспитатель.- Кто знает, где спряталась белочка……
- Воспитатель медленно подходит к разбушевавшемуся Мише.
– Правильно, детки. Белочка спряталась в дупле.
(Немного тише)- Молодец Мишенька, ты тоже знал, где сидела белочка. (Воспитатель поглаживает ребёнка по спинке в момент обращенияя к ребёнку).
И ВСЕ детки: и Марина , и Саша тоже знали где сидела белочка.
( Если Миша продолжает шуметь, можно попросить его не пугать белочку: «Миша, ты так громко говоришь, она сейчас убежит от нас и мы огорчимся. Спасибо Мишенька.»
(Говорит воспитатель и смотрит с улыбкой в глазки ребёнку. За что «спасибо»? За то, что Вы считаете, что ребёнок все понял и даете ему это понять взглядом, не прерывая свой рассказ.
Пусть Миша сразу не отреагирует. Не страшно. Такой приём можно повторять неоднократно.
В дальнейшем достаточно будет только одного взгляда в глазки ребёнку и фразы: «Спасибо, Миша».
Нужно запомнить главное: Вы не должны разрывать хода урока, не следует тратить драгоценное время занятий на выяснение отношений с ребёнком.
С ребёнком можно поговорить потом, наедине, доброжелательно.
Например: «Мишенька, тебе что-то хочет сказать зайчик. Он мне пожаловался, что ты очень громко кричал (пел) и мешал ему слушать. Он даже расплакался. Но я не верю, что это ты шумел. Ты ведь знаешь, что шуметь и мешать другим плохо. Правда? Спасибо, Мишенька.»
После таких или подобных разговоров можно будет во время уроков (если ребенок мешает) просто подойти к ребёнку, погладить по спинке и указать в сторону зайчика (вот мол, забыл, ему плохо).
Переключайте внимание ребёнка, воздействуя тактильно (поглаживание), обыгрывайте сложные ситуации.
То же самое и в раздевалке.
Воспитатель: «Детки, смотрите, у меня есть волшебный мешочек. Хотите узнать, кто(что) в нем. Ой, (воспитатель) делает вид, что этот кто-то убегает.)
Он сейчас убежит. Убежал! Быстрее детки, он впервые у нас в садике. Может заблудиться. Мишенька, я знаю, что ты его можешь догнать … и т.п.»
Понимаете, ребёнку нужна мотивация, зачем ему нужно быстро одеваться.
Но не потому, что другие уже оделись, понимаете, а потому, что его ждет увлекательная игра, любимая игрушка, но она уже на улице, а Миша еще в раздевалке, а игрушка может пропасть, потеряться. Обыгрывайте режимные моменты.
Как говорить с родителями?
Говорить с родителями можно и НУЖНО как можно чаще. Говорить в присутствии ребёнка.
НО
НИКОГДА не жалуйтесь на их ребёнка. Дайте им понять, что их ребёнок – это супер ребёнок.
Понимаете?
"Вот он (их ребёнок) сегодня красиво ….., хорошо……, быстро (Наблюдайте и запоминайте только то, что он реально делал хорошо и рассказывайте об этом не только родителям, но и другим деткам, коллегам).
Хвалите ребёнка в присутствии его родителей.
«Правда, -можете заметить Вы, - у Миши не было настроения на уроке рисования. Но это не страшно. В следующий раз настроение появится. Правда, Мишенька?», и хитро улыбайтесь ребёнку.
Мы специалисты, мы педагоги ! Родители доверили нам самое дорогое. Мы должны помогать воспитывать, а не подбрасывать проблемы в семьи.
Как Вы думаете, что чувствуют родители, когда ругают их детей?