Здравствуйте, Kitty! Воспитание – это, скорее всего, искусство, и добиться совершенства в этом деле, практически невозможно...
Мы учимся всю жизнь и, конечно, допускаем ошибки (даже мамы со «стажем», часто ошибаются). Поэтому не стоит смущаться и просить извинений за свою «неопытность молодой мамаши»....
Итак, если я Вас правильно поняла, Вы хотите сделать своего ребенка послушным.
Сразу оговорю, быть строгой, а тем более, чрезмерно строгой в общении с ребёнком , я бы не рекомендовала ни Вам, ни папе. Почему? Об этом мы можем поговорить позже, а сейчас я остановлюсь лишь на некоторых приемах, способствующих воспитанию эмоционально уравновешенного, или, если хотите, послушного ребёнка .
Итак,
если:
Ваша дочка Вас не слушает, или у ребёнка так называемый «выборочный» слух.
Нет таких детей, которые порой кажется не слышат своих родителей. Что же делать?
Сначала давайте поговорим о том, как Вы обращаетесь к ребенку.
Длинные, логические пояснения плохо воспринимаются маленькими детьми.
Будьте доброжелательны, мягки, но кратки, конкретны, формулируя просьбу, давая ребёнку задание, инструкцию, пояснение.
Например:
не
1 «Убери в комнате!»
а
2 «Пожалуйста, положи мишку в коробочку.»
(Второе задание сформулировано конкретно.)
Старайтесь всегда поставить себя на место ребенка, посмотреть на возникшую проблему его глазами и выберите подходящий тон.
Например, ребёнок опрокинул стакан с водой. Что Вы скажете:
(Вариант 1)
Ну вот, растяпа, снова из-за тебя все сушить нужно!
Или
(Вариант 2)
Ой, я вижу, что водичка пролилась. (И молча протяните ребёнку тряпочку. Вместе с ребёнком вытрите водичку. Т.е., Вы вытираете, спокойно без причитаний и замечаний, ребёнок, вначале пусть только наблюдает, но позже, подражая Вам, он научится находить выход из подобных ситуаций ).
Второй вариант мне больше нравится. А Вам?
Выберите такой тон общения, который даст понять ребёнку, что его ценят, важны и его желания, что его чувства понимают взрослые. И ни в коем случае нельзя оскорлбять ребёнка, даже в шутку. Выбросьте такие слова как неуклюжий, непонятливый и т.п. Находите только хорошее в поступках ребёнка, положительное и хвалите его за это. Игнорируйте отрицательное, не замечайте негатив, в крайнем случае, покажите, что Вам это неприятно.
(Например, «Я очень расстраиваюсь, когда кто-то очень громко кричит».
Заметьте, НЕ «Когда ты постоянно кричишь» (открытое обвинение).
«Мне обидно, если бьется моя любимая посуда», а не «.... когда ты бьешь ...»,
«У меня болит голова, если музыка включена очень громко»,
а не « ... когда ты включаешь громкую музыку» и т.п.)
Что делать, если нужно обсудить нечто важное?
Лучше всего выбрать подходящий момент, когда ребёнок в хорошем настроении. Такие беседы можно проводить перед сном, в поездке, может, во время купания, т.е. тогда, когда ребенок спокоен и способен Вас выслушать.
Будьте вежливы с ребенком. Чаще употребляйте слова «спасибо», «пожалуйста».
Например, сравните две формы обращения:
Вставай! Пора одеваться, поторопись!
Или
Доброе утро мой зайчик. Еще хочется поспать?(Улыбаетесь)Сделаем потягушечки. Вот так. А теперь будем одеваться.
Выбор слов и тона голоса важен для привлечения внимания, а следовательно, ребёнок Вас услышит.
Необходимо помнить о том, что чаще всего ребёнок погружен в свое дело, в то, чем он занят. Поэтому, прежде чем начнёте говорить, установите тактильный контакт: нежно погладьте малыша по головке, по ручке, загляните в глазки, улыбнитесь и только после этого задавайте вопросы или давайте поручения, др.
Существует масса несиловых приемов, приемов без крика и принуждений. Если Вы хотите поговорить об этом со мной, опишите, пожалуйста, конкретную «трудную» ситуацию в Вашем общении с ребёнком, и мы вместе найдем выход, подсказку.
Мне бы хотелось в заключение сказать о том, что главное, о чем нужно помнить всегда, - единсво требований в семье: папа, мама, бабушки и дедушки должны позволять ребёнку только то, что приемлемо для всех. Чтобы не получалось так, как в басне, где все персонажи тянули воз в разные стороны.
Удачи!