Elene | Дата: Вторник, 08.04.2008, 01:51 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Уважаемый психолог! Я чувствую себя совершенно подавленно. А история моя такова. Просил у меня ребёнок купить ему животное. После долгих колебаний я согласилась. Случилось так, что животное заболело. Мы делали все, что могли. Но сегодня.... Состояние ухудшалось и .... Я не хотела, чтобы ребенок видел агонии, и сделала все, чтобы ребёнка в это время не было дома. Когда же ребёнок вернулся и стал искать своего четвероногого любимца, я сказала, что ему стало очень плохо и я отдала его человеку, который обещал вылечить зверька. Ребёнок мне очень доверяет. Я никогда не лгала. Но вот пришлось сказать неправду. Я чувствую себя очень плохо. Как я должна была поступить? Можно ли лгать детям? И как быть теперь?
|
|
| |
Irina_PS | Дата: Вторник, 08.04.2008, 10:14 | Сообщение # 2 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Здравствуйте! Конечно, теперь придется сказать ребенку правду. Лучше бы это конечно сделать было сразу. Дело в том, что детям вообще нужно говорить смерти. Понимаете? Не в смысле готовить их к этому печальному событию, а объяснять, что все живое имеет как начало, так и конец просто необходимо. Вы, к сожалению, не написали, сколько лет Вашему ребенку, это также имеет значение. Говорить о жизни и смерти целесообразно начиная в возрасте 4-5 лет. При условии психологической готовности ребенка. Что я подразумеваю? Понятие психологическая готовность в данном случае подразумевает готовность ребенка к восприятию негативной информации, наличие у него необходимых понятий, знаний, сформированность образного мышления, воображения. Развитое чувство сострадания, определенные знания образа жизни животных в данном случае, его привычек, повадок, условий содержания и питания. Понимаете, нельзя посадить ребенка перед собой и начать рассказывать о смерти. Должно быть, постепенное накопление опыта и знаний. И в каждом конкретном случае, следует действовать по-разному. Например, если в семье умирает близкий, действия взрослого по отношению к ребенку будут иными, нежели, когда погибает птичка или хомячок. Ведь погибшего зверька Ваш ребенок может увидеть и на улице, а вот смерть близкого человека, и человека вообще история несколько иная. Формирование понятие живое - не живое начинается с самого раннего возраста. Это необходимо, чтобы у ребенка в достаточной мере были развиты чувства. Заботы, сострадания, сопереживания, опеки, если хотите, ответственности и т.п. Если Вы решились взять в дом зверька, значит, у ребенка уже оформились эти чувства, а значит что доля ответственности за все что связано с жизнью четвероногого дружка, в какой-то степени лежит и на Вашем ребенке. Можно ли лгать детям? Я не отвечу на этот вопрос однозначно, потому что считаю, что: « Есть ложь во спасение, и есть правда, которую можно утаить»! Конечно, есть такие одинаковые и в то же время такие разные понятия, как «ВРАТЬ» и «ЛГАТЬ». Еще есть аналогичное понятие «ОБМАНЫВАТЬ». Все они вроде одинаковы, но все, по-моему, несут разную смысловую нагрузку и имеют различное значение. Иногда слукавить просто необходимо, а иногда и обмануть не грех. Верно? На самом деле, я считаю, что в отношении ребенка понятие «ОБМАНЫВАТЬ» все же более приемлемо. Мы не можем говорить ребенку всю правду как она есть, можем обмануть его, для того, чтобы не навредить. В любом случае, в каждом конкретном случае, в каждой конкретной ситуации действовать нужно с учетом этой ситуации. И главное, пожалуй, то, что все, что мы делаем, делаем только во благо своему ребенку. Мне кажется, Вам нужно рассказать ребенку правду о зверьке. Сделать это нужно корректно. Постепенно. Нельзя сказать прямо: « Зверек погиб»! А потом начать объяснять ребенку, почему это случилось. И вести длительную подготовительную работу о причинах смерти также не следует, иначе ребенок догадается сам и это тоже «сыграет» не очень хорошую службу. В течение недели-двух, ведите разговоры о живом и не живом, на примере цветочка, травинки, листика. Обратите внимание ребенка на комнатные растения, дайте ему понаблюдать, поухаживать. Пусть он следит и поливает. Посадите луковичку банку с водой и пусть ребенок наблюдает, как растет лучок. Пусть он рисует каждый новый момент развития лучка. В блюдечко положите бобы, горошек, посмотрите, как он будет прорастать. Объясняйте ребенку этапы развития. Вспомните, как сами в д./саду-школе вели дневник наблюдения за растениями и животными. Во время прогулок рассматривайте деревья, обращайте внимание на животных. Обращайте внимание ребенка на то, что есть молодые животные, есть уже пожилые. «Вот щенок, он радостный, веселый, бегает, играет. А вот эта собака уже пожилая, старая, и двигается медленно и ходит медленно…..и т.п.» И только тогда, когда поймете, что ребенок готов получить правдивую информацию о своем зверьке, говорите прямо и честно. Зверек заболел, его лечили, но вылечить не смогли, он погиб. Так бывает. Без комментариев типа: « Нужно ухаживать, следить, беречь……» Это ребенок и сам уже должен понимать. Когда говорите о трагедии не комментируйте. Пусть ребенок переживет это известие самостоятельно так, как диктует ему его организм, его опыт, его чувства. Пишите. И не переживайте. Сколько еще в жизни наших детей встретится трудностей!
|
|
| |
Elene | Дата: Среда, 09.04.2008, 12:28 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Спасибо большое, Ирина, за такой подробный ответ. Теперь я вижу, что совершила много ошибок и не знаю, как их исправить. Мой ребенок (14 лет) очень , на мой взгляд, как бы выразиться, ну черствый, что-ли; знаете, вот не было у него чувства сострадания или было, но я этого не замечала?... и еще он немного безответственный, как бы "глухой" по отношению к окружающим (ну, это опять только моё видение, чувство). Хотя, с другой стороны - очень ранимый, впечатлительный. Вот какое-то противоречие получается. С одной стороны, он как бы хочет делать добро, но не знает (или не хочет знать) КАК это делать. (Запутанно объясняю?) Вот на примере, когда ему рассказываешь что нужно то-то то-то, так поступать (напр., ухаживать за цветами), ребенок соглашается ("да, нужно, иначе они погибнут"), но когда доходит до дела - один раз сделает, а потом "забывает", пытаясь своё дело переложить на чужие плечи. (Поливает цветы 1-2 дня, а потом бабушке поручает и забывает о цветах вовсе). Так вот, животное я купила (конечно, по просьбе ребёнка, ведь "цветы не ходят, не смотрят, не играют"), чтобы вызвать интерес у ребёнка, привлечь его внимание , привить умение ухаживать, заботиться, привить чувство ответственности и т.д. Ребенок привязался к животному, полюбил, оно было ему вместо друга, а вот ухаживать как положено (покормить вовремя, почистить, помыть), "забывал" или не успевал. Значит, не был готов мой ребёнок иметь животное, а я приняла неправильное решение , и должна отвечать за свои поступки. Теперь я чувстую себя такой бестолковой, очень плохой матерью.
Сообщение отредактировал Elene - Среда, 09.04.2008, 12:36 |
|
| |
Diana | Дата: Пятница, 11.04.2008, 11:32 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Здравствуйте! Я не психолог, поэтому прошу не судить меня строго. Елена, я бы не стала расстраиваться. Кто в жизни не совершает ошибок? Главное, хотите ли вы их исправить. Детей воспитывать нелегко. Но это не повод отказываться искать решения. Правда? А что касается Вашего первого вопроса: говорить или не говорить ребёнку правду. Я считаю, что Вы поступили правильно. Если Ваш ребёнок раним (впечатлителен), зачем его травмировать? Мало ли чего он себе нафантазирует. Появятся фобии (страх смерти). Дети часто боятся смерти. Я сама в детстве часто представляла и не могла предствавить, а что такое конец, конец всему. Мне становилось холодно и я бежала к родителям. Вы написали, что ребёнок не любит ухаживать за растениями, животными, а любит только играть. Вот и хорошо. Можно сказать так: зверёк не хочет к тебе возращаться, потому что у него не было вовремя еды в кормушке или (перечислите, чего не было). Когда ты научишься делать для него (перечислите, что), у нас будет жить животное, а пока нужно узнать, как ухаживать за зверьками, чтобы они не болели и т.п. Может я и не права? Диана.
|
|
| |