Понедельник, 20.05.2024, 00:33
ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Irina_PS  
Форум » КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА » Вопросы психологу » Можно ли лгать детям?
Можно ли лгать детям?
EleneДата: Вторник, 08.04.2008, 01:51 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Уважаемый психолог!

Я чувствую себя совершенно подавленно. А история моя такова.
Просил у меня ребёнок купить ему животное. После долгих колебаний я согласилась.

Случилось так, что животное заболело. Мы делали все, что могли. Но сегодня....

Состояние ухудшалось и .... Я не хотела, чтобы ребенок видел агонии, и сделала все, чтобы ребёнка в это время не было дома.

Когда же ребёнок вернулся и стал искать своего четвероногого любимца, я сказала, что ему стало очень плохо и я отдала его человеку, который обещал вылечить зверька.
Ребёнок мне очень доверяет. Я никогда не лгала. Но вот пришлось сказать неправду. Я чувствую себя очень плохо.
Как я должна была поступить?
Можно ли лгать детям?
И как быть теперь?

 
Irina_PSДата: Вторник, 08.04.2008, 10:14 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
Здравствуйте!
Конечно, теперь придется сказать ребенку правду.
Лучше бы это конечно сделать было сразу.
Дело в том, что детям вообще нужно говорить смерти. Понимаете? Не в смысле готовить их к этому печальному событию, а объяснять, что все живое имеет как начало, так и конец просто необходимо.
Вы, к сожалению, не написали, сколько лет Вашему ребенку, это также имеет значение.
Говорить о жизни и смерти целесообразно начиная в возрасте 4-5 лет.
При условии психологической готовности ребенка. Что я подразумеваю?
Понятие психологическая готовность в данном случае подразумевает готовность ребенка к восприятию негативной информации, наличие у него необходимых понятий, знаний, сформированность образного мышления, воображения. Развитое чувство сострадания, определенные знания образа жизни животных в данном случае, его привычек, повадок, условий содержания и питания.
Понимаете, нельзя посадить ребенка перед собой и начать рассказывать о смерти. Должно быть, постепенное накопление опыта и знаний. И в каждом конкретном случае, следует действовать по-разному. Например, если в семье умирает близкий, действия взрослого по отношению к ребенку будут иными, нежели, когда погибает птичка или хомячок. Ведь погибшего зверька Ваш ребенок может увидеть и на улице, а вот смерть близкого человека, и человека вообще история несколько иная.
Формирование понятие живое - не живое начинается с самого раннего возраста. Это необходимо, чтобы у ребенка в достаточной мере были развиты чувства. Заботы, сострадания, сопереживания, опеки, если хотите, ответственности и т.п.
Если Вы решились взять в дом зверька, значит, у ребенка уже оформились эти чувства, а значит что доля ответственности за все что связано с жизнью четвероногого дружка, в какой-то степени лежит и на Вашем ребенке.
Можно ли лгать детям?
Я не отвечу на этот вопрос однозначно, потому что считаю, что: « Есть ложь во спасение, и есть правда, которую можно утаить»!
Конечно, есть такие одинаковые и в то же время такие разные понятия, как «ВРАТЬ» и «ЛГАТЬ». Еще есть аналогичное понятие «ОБМАНЫВАТЬ». Все они вроде одинаковы, но все, по-моему, несут разную смысловую нагрузку и имеют различное значение.
Иногда слукавить просто необходимо, а иногда и обмануть не грех. Верно?
На самом деле, я считаю, что в отношении ребенка понятие «ОБМАНЫВАТЬ» все же более приемлемо.
Мы не можем говорить ребенку всю правду как она есть, можем обмануть его, для того, чтобы не навредить. В любом случае, в каждом конкретном случае, в каждой конкретной ситуации действовать нужно с учетом этой ситуации. И главное, пожалуй, то, что все, что мы делаем, делаем только во благо своему ребенку.
Мне кажется, Вам нужно рассказать ребенку правду о зверьке.
Сделать это нужно корректно. Постепенно. Нельзя сказать прямо: « Зверек погиб»! А потом начать объяснять ребенку, почему это случилось. И вести длительную подготовительную работу о причинах смерти также не следует, иначе ребенок догадается сам и это тоже «сыграет» не очень хорошую службу.
В течение недели-двух, ведите разговоры о живом и не живом, на примере цветочка, травинки, листика. Обратите внимание ребенка на комнатные растения, дайте ему понаблюдать, поухаживать. Пусть он следит и поливает. Посадите луковичку банку с водой и пусть ребенок наблюдает, как растет лучок. Пусть он рисует каждый новый момент развития лучка. В блюдечко положите бобы, горошек, посмотрите, как он будет прорастать. Объясняйте ребенку этапы развития. Вспомните, как сами в д./саду-школе вели дневник наблюдения за растениями и животными. Во время прогулок рассматривайте деревья, обращайте внимание на животных. Обращайте внимание ребенка на то, что есть молодые животные, есть уже пожилые. «Вот щенок, он радостный, веселый, бегает, играет. А вот эта собака уже пожилая, старая, и двигается медленно и ходит медленно…..и т.п.»
И только тогда, когда поймете, что ребенок готов получить правдивую информацию о своем зверьке, говорите прямо и честно. Зверек заболел, его лечили, но вылечить не смогли, он погиб. Так бывает. Без комментариев типа: « Нужно ухаживать, следить, беречь……» Это ребенок и сам уже должен понимать. Когда говорите о трагедии не комментируйте. Пусть ребенок переживет это известие самостоятельно так, как диктует ему его организм, его опыт, его чувства.
Пишите. И не переживайте. Сколько еще в жизни наших детей встретится трудностей!
 
EleneДата: Среда, 09.04.2008, 12:28 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Спасибо большое, Ирина, за такой подробный ответ.

Теперь я вижу, что совершила много ошибок и не знаю, как их исправить.
Мой ребенок (14 лет) очень , на мой взгляд, как бы выразиться, ну черствый, что-ли;
знаете, вот не было у него чувства сострадания или было, но я этого не замечала?...
и еще он немного безответственный, как бы "глухой" по отношению к окружающим (ну, это опять только моё видение, чувство).
Хотя, с другой стороны - очень ранимый, впечатлительный. Вот какое-то противоречие получается. С одной стороны, он как бы хочет делать добро, но не знает (или не хочет знать) КАК это делать. (Запутанно объясняю?)
Вот на примере, когда ему рассказываешь что нужно то-то то-то, так поступать (напр., ухаживать за цветами), ребенок соглашается ("да, нужно, иначе они погибнут"), но когда доходит до дела - один раз сделает, а потом "забывает", пытаясь своё дело переложить на чужие плечи. (Поливает цветы 1-2 дня, а потом бабушке поручает и забывает о цветах вовсе).

Так вот, животное я купила (конечно, по просьбе ребёнка, ведь "цветы не ходят, не смотрят, не играют"), чтобы вызвать интерес у ребёнка, привлечь его внимание , привить умение ухаживать, заботиться, привить чувство ответственности и т.д.
Ребенок привязался к животному, полюбил, оно было ему вместо друга, а вот ухаживать как положено (покормить вовремя, почистить, помыть), "забывал" или не успевал.

Значит, не был готов мой ребёнок иметь животное, а я приняла неправильное решение , и должна отвечать за свои поступки. Теперь я чувстую себя такой бестолковой, очень плохой матерью.

Сообщение отредактировал Elene - Среда, 09.04.2008, 12:36
 
DianaДата: Пятница, 11.04.2008, 11:32 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
Здравствуйте!
Я не психолог, поэтому прошу не судить меня строго.

Елена, я бы не стала расстраиваться. Кто в жизни не совершает ошибок?
Главное, хотите ли вы их исправить.

Детей воспитывать нелегко. Но это не повод отказываться искать решения. Правда?

А что касается Вашего первого вопроса: говорить или не говорить ребёнку правду.

Я считаю, что Вы поступили правильно. Если Ваш ребёнок раним (впечатлителен), зачем его травмировать? Мало ли чего он себе нафантазирует. Появятся фобии (страх смерти). Дети часто боятся смерти. Я сама в детстве часто представляла и не могла предствавить, а что такое конец, конец всему. Мне становилось холодно и я бежала к родителям.
Вы написали, что ребёнок не любит ухаживать за растениями, животными, а любит только играть. Вот и хорошо. Можно сказать так: зверёк не хочет к тебе возращаться, потому что у него не было вовремя еды в кормушке или (перечислите, чего не было). Когда ты научишься делать для него (перечислите, что), у нас будет жить животное, а пока нужно узнать, как ухаживать за зверьками, чтобы они не болели и т.п.

Может я и не права?
Диана.

 
Форум » КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА » Вопросы психологу » Можно ли лгать детям?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: